TATA STUDIO

TATA STUDIO
Фильмы
Проекты
Саундтреки
Трейлеры
Фестивали
Персоналии
Пресса
Киноресурсы

Продлённое возвращение

(о перспективах обновления российского кино)

Оригинал на KinoZal.ru

Минувший год вроде бы дал надежду на то, что российский кинематограф выходит из затяжного кризиса длиною где-то в 15 лет, когда «эпоха многокартинья», пришедшаяся на начало 90-х годов, потом сменилась периодом резкого сокращения производства фильмов, что не было полезным в обоих случаях. Взрыв «кооперативного кино», при котором, по всей видимости, «отмывались» полученные криминальным путём немалые деньги, а к постановке картин допускались чуть ли не осветители и пиротехники или вообще случайные люди со стороны, способствовал размыванию всех существующих художественных критериев. Уже никому ничего не было стыдно, и никто ни за что не отвечал. Когда же в середине 90-х стали снимать в пределах сорока лент в год, практически был перекрыт канал для обновления кинематографа за счёт притока молодых и талантливых сил. Как и в годы «сталинского малокартинья» на рубеже 40-50-х, это привело не только к заметному снижению эстетического уровня фильмов, но и к опустошению киноотрасли в целом, что прежде всего коснулось второго состава творческих кадров, технического персонала студий, и, разумеется, системы кинопроката, которая оказалась поверженной в прах.

Кинематографическая профессия как таковая была отчасти спасена благодаря телевидению, о чём уже шла речь в статье «Мавр сделал своё дело?», посвящённой сериалам. Вот и немало новых режиссёров смогли проявить себя именно на телевизионном экране - и Александр Велединский («Закон»), и Алексей Сидоров («Бригада»), да и Андрей Звягинцев до своего венецианского триумфа с «Возвращением» создал на RenTV три серии для цикла «Чёрная комната». Однако будут небезосновательными возражения тех, кто скажет, что многие отечественные телесериалы, наоборот, отрицательно повлияли на формирование художественного вкуса у творцов и зрителей. И нынешний бум на российском телевидении вполне сопоставим с «многокартиньем» в кино, по-своему развращая создателей и публику чаще всего доступностью, скороспелостью и незамысловатостью предлагаемого зрелища.

На самом-то деле, подлинный и глубинный кризис отечественного кинематографа последних 15 лет заключается в том, что из его сферы почти окончательно выпало поколение художников и их почитателей, родившихся примерно с 1965-го по 1980-й год. И как существует довольно сложная демографическая ситуация в стране, заставляющая сейчас спешно пересматривать условия пенсионной реформы, поскольку выходящие на пенсию не могут быть обеспечены работающим поколением, так и в области кино складывается подобный дефицит на творцов и зрителей активного возраста, то есть на тридцатилетних-сорокалетних.

Режиссёры не в состоянии пробиться к экрану отнюдь не по одиночке, а неким единым фронтом, что было во время двух решительных и мощных обновлений советского кинематографа, когда он по праву вышел на мировой уровень - во второй половине 20-х и на рубеже 50-60-х годов. Согласно сорокалетнему циклу развития, это должно было бы по теории случиться в начале 2000-х. И происшедший всплеск в последние года два, кажется, подтверждает такие прогнозы. Но несмотря на обилие дебютов и получение престижных премий на международных кинофестивалях, эти произведения остаются недовостребованными в прокате, хотя положение с показом российских картин постепенно меняется в лучшую сторону. Однако наивно было бы ожидать, что народ повалит на «Последний поезд» Алексея Германа-младшего и даже на получившее широкий резонанс «Возвращение» Андрея Звягинцева.

С другой стороны, зрительский успех двух серий «Антикиллера» Егора Кончаловского, двух лент «Даже не думай» Руслана Бальтцера, «Бумера» Петра Буслова (и он теперь не удержался от желания сделать продолжение), сумевших вклиниться в тесную компанию голливудских блокбастеров, которые главенствуют в наших кинотеатрах, вовсе не означает, что наконец-то найден давно желанный контакт с аудиторией. В отношении нынешней кинопублики можно сказать, что она в ещё большей степени, нежели раньше, юна по возрасту, а главное - воспитана фактически на американском кино. И как раз основной задачей отечественного кинематографа должно бы стать не подобострастное заискивание перед такими зрителями с целью переманивания их на свою сторону, что всё-таки заметно по усилиям некоторых из названных режиссёров.

Американцы, между прочим, обратили сейчас внимание на любопытную тенденцию. Поскольку резервы подростковой и молодёжной аудитории давно исчерпаны, а посещаемость кинотеатров продолжает падать (на 4% в США и на 5% в остальном мире), в Голливуде в поисках потенциальной публики вдруг заметили, что люди старше пятидесяти лет начали активнее ходить в кино. В прошлом году посещаемость среди них выросла аж на 20%. Комментаторы считают, что это произошло неслучайно. В то время как юные всё чаще увлекаются видеоиграми, Интернетом и мобильными телефонами, их родители испытали потребность не сидеть дома у телевизора, а отправиться в хорошо оснащённый кинозал. Так что голливудским студиям поневоле придётся менять ориентацию и снимать фильмы, рассчитанные на зрителей солидного возраста.

Не то же ли обязаны сделать и российские кинематографисты, если они желают вернуть в кинотеатры хотя бы лиц от сорока до пятидесяти лет, а также практически заново сформировать довольно многочисленную аудиторию тридцатилетних, поскольку те вообще пропустили отечественное кино последних 15 лет. И кому же следует это совершить, как ни их ровесникам! Тем более, что время громких дебютов в мировом кинематографе всегда определялось в пределах 28-33 лет, то есть до «возраста Христа» (пусть бывают и счастливые исключения из правила).

И это должно произойти не без участия со стороны государственных структур, которые хоть и стараются поддерживать молодых, но почему-то уже не раз получается, что упускают из виду начинающих постановщиков. А потом жалеют, что прославившийся фильм «Возвращение» вообще обошёлся без господдержки и кассовый хит «Даже не думай» тоже прошёл мимо внимания. Но уж совершенно зря оказывают запоздалую помощь при создании второй серии, откровенно профанирующей оригинал. Кто-то же остаётся ни с чем, так и не добившись денег на завершение проекта и перевод отснятого материала на киноплёнку 35 мм (в качестве примера можно привести картину «Врата рая» Геннадия Курлаева - полулюбительский, дерзко авантюрный, но интересный опыт экранизации очень сложного философско-религиозного романа Ежи Анджеевского). А кто-то, получив действительно необходимые средства от государства, всё равно не способен пробиться в прокат, как это произошло с очень талантливой работой «Правда о щелпах» Алексея Мурадова.

Ну, и что с того, что этот фильм, как и «Старухи» Геннадия Сидорова, обласканные на «Кинотавре», удостоились похвал критиков и других кинематографистов, а до зрителей по-прежнему практически не доходят. Хорошо, хоть кинофестиваль «Окно в Европе», непосредственно связанный с компанией «Парадиз», честно выполняет свои обязательства по отношению ко всем фильмам, показанным в Выборге, затем выпуская их в Москве в отлично оборудованных кинотеатрах «Ролан» и «Пять звёзд», пусть и на отдельных сеансах. Группа компаний «Кинотавр», проводящая свой фестиваль в Сочи, тоже имеет московский кинотеатр «Мир Кинотавра», но туда мало кто ходит, особенно из молодёжи, привыкшей к иного рода сервису в данной сфере.

Так что именно кинопрокат, некогда презрительно выброшенный кинематографистами-реформаторами с «корабля современности», продолжает быть камнем преткновения на пути творцов к публике. И хотя нынешняя техника (особенно цифровые видеокамеры) позволяет удобно и дёшево снимать фильмы, всё ещё накладно переводить их на киноплёнку, а тем более устраивать рекламную раскрутку в средствах массовой информации, пробиваться к зрителям. Конечно, можно выпускать ленты сразу на видеокассетах и DVD, как поступает, допустим, фирма «Кармен-Видео» в рамках линии «Другое кино».

И даже иметь хорошие отклики от посмотревших какую-либо из картин, в том числе далеко за рубежом, как в случае со «Щитом Минервы» Сергея Ткачёва. Но этот весьма любопытный по манере режиссёр, который ранее сотрудничал на телевидении (три серии для цикла «Директория смерти») и успел отснять цифровой камерой уже шесть (!) фильмов с участием хороших актёров, тем не менее хочет свою вторую работу «Маша» непременно показать в кинотеатрах, да и остальные мечтал бы представить публике именно в зале. Удастся ли?!

С. Кудрявцев


TATA STUDIO
EESG (East-European Sarcoma Group) Форум Помоги делом