TATA STUDIO

TATA STUDIO
Фильмы
Проекты
Саундтреки
Трейлеры
Фестивали
Персоналии
Пресса
Киноресурсы

«Кинематограф - искусство наблюдения»

Лана Райберг
специально для журнала «МЕТРО», Нью-Йорк
декабрь 2004

«…Париж- это маленький город, где много людей, где никто не работает, а все сидят целыми днями в кафе и едят, а по выходным ходят в Лувр смотреть на голых мужчин и женщин…» Вы хотите жить такой жизнью в Париже? Я - хочу! Ну, не потому, чтобы смотреть в Лувре на голых мужчин и женщин, у нас такого добра и в «Метрополитен» хватает, а для вот этого самого ощущения праздника жизни, которое возникает только в Париже (знаю, проверяла)…

Это ощущение праздника осталось после просмотра фильма «МАША», показанного в рамках Недели российского кино в Нью-Йорке. Высказывание принадлежит героине фильма, Маше, четырнадцатилетней девочке, приехавшей в Париж к папе, которого она видела в младенчестве и, конечно, не помнила... Маша свалилась, буквально, как снег на голову, нарушив устоявшуюся жизнь папы-переводчика, ставя его в тупик своевольными выходками и парадоксальными вопросами... Маша задаёт папе каверзные вопросы, гуляет по Парижу и пишет письма маме, которой, как оказалось, не существует... В конце фильма выяснилось, что и папа-то не Машин, а совсем другой девочки с таким же именем... Наша Маша - детдомовская, совершает афёру, воспользовавшись ситуацией, когда получилось возможным выдать себя за другого человека, чтобы пожить в семье, да и ещё и в Париже....Такой вот неожиданный финал придал романтическому повествованию горький привкус трагедии, личной драмы.... А заканчивается фильм в лучших традициях мелодрамы - оправившийся от шока папа разыскивает в Москве самозванку, вручает ей коробку с неотправленными письмами давно умершей маме и... забирает её в Париж...

Вообще, во время просмотра я себя чувствовала, как на американских горках - смешно, грустно, любопытно, интригующе, захватывающе, опять смешно, опять грустно... Попыталась определить жанр фильма и не смогла - сатирическая мелодрама с элементами комедии - чушь какая-то....Сатира на что - на косность мышления, на общество? Не совсем... Комедийных ситуаций нет, есть смешные тексты, размышления подростка, становящегося женщиной... Психологическая драма? Тоже не верно...

Сергей Ткачев - окончил Российскую Академию Театрального Искусства. Актёр, режиссёр, драматург. Первый игровой фильм «Щит Минервы» получил приз Серебряный Пегас на IX кинофестивале «Московский Пегас». Автор нескольких пьес. Поставил в Голландии собственную пьесу «Вдова Иллюзиониста». Пьеса переведена на немецкий язык. Поставил сценические фантазии «Прекрасная Эпоха», «Серенада», «Неприкаянные».

«МАША» - второй полнометражный художественный фильм, в котором Сергей является автором сценария, режиссёром и оператором. Монтаж фильма и музыка - его же.

Звоню в Москву, в кинокомпанию «ТАТА СТУДИО», которую организовали Сергей и Наталия Ткачевы:

- Сергей, можете мне ответить, каков жанр фильма?

С.Т: Я затрудняюсь дать конкретный ответ. В первую очередь, я не ставил себе задачу делать фильм определённого жанра, скорее всего, это синтез, сплав... Я хотел рассказать историю....

- Как вообще возникла идея фильма? Вы долго вынашиваете замысел или идея возникает спонтанно?

С.Т.: По-разному. Часто, какое-то впечатление или эмоция даёт толчок работе мысли...

- Например?

С.Т.: Например, когда я летел в Париж, моей соседкой по креслу была Маша Шалаева. Мы всю дорогу разговаривали, потом встречались, гуляли по улицам, и у меня возникла мысль показать Париж глазами девочки, и я предложил Маше эту роль...

- А «Щит Минервы»? (В «Щите Минервы» главный герой, писатель, чтобы удержать жену, собравшуюся покинуть его, симулирует серьёзную травму... В этом ему помогают друзья...)

С.Т.: Как это не прозвучит странно, но на идею фильма меня натолкнул рецепт блюда, вычитанный мной из книги по истории древней Рима...

- Какое отношение блюдо имеет к сюжету?

С.Т.: Это очень сложное блюдо, такое мясное ассорти, где главный компонент окружён множеством различных деликатесов...

- А..?

С.Т.: А в фильме главный герой создаёт ситуацию, и окружает себя людьми, каждый из которых выполняет определённую роль в его игре....

- Сергей, в обеих ваших картинах существует интрига, провокация, герой и героиня ведут нечестную игру, а вы как бы отстраняетесь от оценки...

С.Т.: Вы знаете, я не то чтобы «отстраняюсь от оценки», сколько стараюсь по-человечески понять персонажа, быть на его стороне. И в этом смысле я ему, скорее адвокат, чем судья. И потом, нельзя всё поделить на чёрное и белое. Нельзя сказать, что этот человек абсолютно хороший, а тот - абсолютно плохой. Личность постоянно находится в дрейфующем состоянии, границы перехода от одного качества к другому размыты. Я, в обоих случаях, хотел создать полифоническое звучание личности, чтобы получился образ реального, живого человека, с его желаниями, страхами и заблуждениями... А вообще, моя цель - рассказать историю, посмотреть, как человек себя будет вести в нестандартной ситуации....

- Но ведь ситуацию моделируете вы, как автор сценария и режиссёр...

С.Т.: Да, конечно... Но мне хочется сохранить ощущение правдивости, реальности происходящего...

- Сергей, скажите, а закадровый текст вы писали? Вам настолько близко мироощущение подростка с ещё неустановившимся взглядом на мир и парадоксальными оценками... Мне они показались очень забавными. Например, Машино рассуждение, почему скульптуры в Лувре голые...

С.Т.: Да, писал я. Несколько монологов придумала Маша. Я попросил её написать какие-то мысли на заданную тему, как - бы от лица своего персонажа, и она, по-моему, с этим прекрасно справилась...

Маша Шалаева, 23 года. Закончила ВГИК. В «Бумере» играла эпизодическую роль. Получила приз за лучшую женскую роль в фильме Ларисы Бочаровой – «Завтра день рождения» и спецприз «Кинотавра».

В картине есть несколько щекотливых моментов, когда отец, конфузясь, признаётся своей подруге, что у него была на дочку эрекция, это сцена в постели, и вальс, который отец и дочь танцуют на пустой платформе метро...

Проникшись симпатией к фильму и к его создателям, я переживала, что сюжет скатится в пошлость и «клубничку»… Но режиссёр удержался в рамках хорошего вкуса, лишь наметив тему Лолиты - тактично и правдиво...

Несмотря на историю непростых отношений дочки с отцом, мы словно побывали с героиней фильма в городе мечты - в Париже, от души погуляв по его улицам, бульварам и площадям...

С нетерпением буду ждать выхода в свет новых фильмов Сергея Ткачёва – «УТРО» и «СОН №5»…


TATA STUDIO
EESG (East-European Sarcoma Group) Форум Помоги делом