TATA STUDIO

TATA STUDIO
Фильмы
Проекты
Саундтреки
Трейлеры
Фестивали
Персоналии
Пресса
Киноресурсы

KinoZal.ru, май 2003

«Щит Минервы»

Россия. 2002. 83 минуты.

Автор сценария Сергей Ткачёв

Режиссёр Сергей Ткачёв

Операторы Илья Дёмин, Сергей Политик, Сергей Ткачёв

Музыкальная тема исполнена на гитаре Сергеем Ткачёвым

В ролях: Дмитрий Шевченко, Жанна Эппле, Екатерина Гусева, Юрий Степанов, Галина Тюнина, Вячеслав Гришечкин, Валерия Ганкина, Ирина Гринёва, Наталия Ткачёва

Мелодраматическая трагикомедия

Фильм Сергея Ткачёва был снят цифровой видеокамерой, но не переведён на киноплёнку по причине нерентабельности российских фильмов в прокате, поэтому выпущен компанией «Кармен» сразу на кассетах. Но в любом случае следует приветствовать, что картина хоть в таком виде станет достоянием зрителей. Однако при определении жанра этой ленты могут возникнуть сложности, поскольку она не укладывается в привычные жанровые клише и на протяжении действия не раз опровергает наши представления о том, как будет развиваться и в каком ключе.

Поначалу надо вообще отделаться от почти неизбежного сомнения, что начинающий автор, к тому же выступающий в шести (!) качествах — от режиссёра до монтажёра, избегнет искуса навязчивого самовыражения, претенциозного выпячивания себя и образа жизни московской богемы. Ведь главным героем избран писатель лет тридцати пяти по имени Влад, сочиняющий очередной роман и искусно притворяющийся инвалидом ради того, чтобы привязать подле себя жену Анну, которая ему на самом деле изменяет. И первые сцены, в которых домашняя видеосъёмка интимных забав молодожёнов смонтирована со снятыми любительски видами Парижа, куда они ездили, по всей видимости, в свой медовый месяц, тоже настораживают. И эта подозрительность ещё сохраняется по отношению к последующим московским эпизодам, когда выяснится, что Влад инсценировал серьёзное падение на горнолыжном курорте, а его приятель детских лет Роман, врач по профессии, помог перевоплотиться в «инвалида по собственной воле».

Но как-то исподволь, по интонации вроде пустяшных разговоров между обоими друзьями и благодаря столь же доверительно-бестолковому общению Влада с давней подругой Машей, тоже писательницей, хоть как-то надеющейся пристроить свою рукопись, возникает вполне неожиданная естественность и натуральность в поведении персонажей, что, пожалуй, обязано контрастировать с выдуманной сюжетной конструкцией. Кстати, она может напомнить насмотренным зрителям трагикомические притчи Марко Феррери — от ранней «Колясочки» до поздней «Плоти». Тем более, что и заявленная в названии «Щит Минервы» гурманская гастрономическая тема (данное экзотическое блюдо было придумано ещё во времена Нерона) соответствует излюбленной идее итальянского постановщика о «вкусном и пряном умирании человеческой цивилизации», где все отношения между людьми (особенно мужчин и женщин друг с другом) давно дискредитировали себя. При желании обнаруживаются и иные косвенные цитаты — от «Тристаны» Луиса Бунюэля до «Чтицы» Мишеля Девиля, что отнюдь не мешает восприятию картины, которую, в принципе, не трудно принять и за обычную мелодраму или же драму в духе «Любовника» Валерия Тодоровского (но лента Сергея Ткачёва, оказывается, снималась ещё летом 2001 года).

Между прочим, следует считать знаменательным, что и сорокалетний Тодоровский, и кинодебютант Ткачёв, который всего на три года моложе его, проявили (в отличие от ряда российских режиссёров, продолжающих манерничать или преувеличенно упиваться человеческими пороками) похвальную склонность к «нормальному кинематографу» — зрелому по мысли, убедительному по характерам, точно и без фальши сыгранному актёрами. Например, Юрию Степанову достаточно нескольких взглядов и слов, чтобы выразить затаённую любовь, которая снедает Романа, с детства неравнодушного к Марго, сестре Влада. По-новому раскрывается Галина Тюнина, исполняющая не без иронии, но с вполне понятной симпатией немножко странную сочинительницу мистических романов, которая сразу готова забыть о желанной писательской карьере, если её станет опекать некий иностранец. Вячеслав Гришечкин рисует с неподдельным сарказмом портрет пронырливого литературного агента, способного буквально на всё ради того, чтобы «выцарапать» у писателя свежайший плод ночных бдений. Удачнее всего у Екатерины Гусевой и Дмитрия Шевченко получаются совместные сцены близких душевных контактов между Марго, лишь на время приехавшей из Америки, и её братом, которого жена Анна даже подозревает в более явном неравнодушии к сестре. Это, к счастью, остаётся только на уровне намёков, а не развёртывается, как в новом фильме «Лунные поляны» Игоря Минаева, в весьма истеричную и надуманную историю «запретной любви».

Вот и найдены те слова, которые лучше характеризуют «Щит Минервы»: без истерики и с подлинной интонацией, порой негромко и доверительно, словно это — задушевная беседа брата и сестры, двух давних приятелей, друга и подруги. Нет лишь искомого способа общения между мужем и женой, которые чаще молча и на расстоянии друг от друга продолжают мучить друг друга, придумывают какие-то ложные легенды, притворяются и ведут себя искусственно, не в силах честно и откровенно сказать, что было бы лучше расстаться. Разумеется, любой обман раскроется рано или поздно, автор допишет свой роман, который так и называется – «Щит Минервы». Но римская богиня, являвшаяся покровительницей искусств, всё равно не спасёт его от чувства стыда и желания умереть. Кстати, не те ли эмоции испытал и герой-лингвист из «Любовника», запоздало узнавший о том, что его жена вела двойную жизнь.

Сергей Кудрявцев


TATA STUDIO
EESG (East-European Sarcoma Group) Форум Помоги делом